Ценности и принципы

Довольно часто бывает, что в работе по постановке целей не удаётся сформулировать эту самую цель. Например, какую цель поставить пожарному отделению? Ноль пожаров? Однако, все понимают, что если это не склад гравия, то такую цель поставить просто невозможно. В данном случае вместо цели формулируется принцип; возможно, такой — всегда уделять пожарной безопасности столько времени и средств, сколько надо, чтобы свести вероятность возгорания к минимуму. В бизнесе можно придерживаться, например, принципов постоянного совершенствования или клиентоориентированности для всей компании, или вырабатывать принципы для более узкого круга сотрудников, которыми им следует руководствоваться при выполнении своих обязанностей.

Значимость принципов для бизнеса выходят за рамки работ по постановке целей. Часто корпоративные принципы формулируются на основе моральных и этических норм. Принципы, выработанные годами или привнесенные извне, определяют ценностный стержень компании, что есть самый значимый фактор, влияющий на работу и существование всей организации. Выработанные принципы есть руководство к действию для всех: от курьера до генерального директора; они не могут быть пересмотрены в угоду конъюнктурным обстоятельствам. Основа работы любой компании, согласно известному гуру менеджмента Эдвардсу Демингу, — принципы, которых она придерживается. Э. Деминг не учил в своих работах никаким инструментам, никаким методологиям, никаким средствам автоматизации. Он делал акцент на своих сформулированных 14-ти принципах, которые и составляют основу существования успешной организации. Важность принципов отмечалась не только Э. Демингом, но и другими авторами. Так Стивен Кови в своей хорошо известной книге «7 привычек высокоэффективных людей» пишет:

Принципы — это генеральная линия человеческого поведения, доказанная непреходящая, постоянная ценность. Принципы есть фундамент. Они важны и безусловны, потому что очевидны. Один из возможных способов быстро доказать их естественную природу — просто представить абсурдность жизни, основанной на их противоположности. Я сомневаюсь, что кто-либо может серьёзно считать несправедливость, лживость, подлость, праздность, бездарность или дегенеративность серьёзным фундаментом счастья и успеха.

Любая компания, приступившая к совершенствованию своей производственной деятельности, формирует свои принципы. Приведем некоторые принципы компании Тойота:

  1. Решения управленцев исходят из долгосрочной перспективы, а не направлены на достижении краткосрочных финансовых целей.
  2. Сделайте нормой остановку работы для устранения проблем, чтобы гарантировать качество с первого раза.
  3. Стандартизированные задачи — основа непрерывного улучшения и делегирования сотрудникам полномочий.
  4. Выращивайте лидеров, которые понимают работу, жизнь, ценности компании и могут научить им других сотрудников.
  5. Развивайте людей и команды выше среднего уровня, которые разделяют ценности компании.
  6. Уважайте ваших поставщиков и партнеров, бросайте им вызов и помогайте совершенствоваться.
  7. Принимайте решения медленно, достигайте консенсуса при его принятии, учитывайте все мнения, но претворяйте его в жизнь быстро.
  8. Становитесь обучающейся организацией посредством непрекращающихся размышлений и непрерывного совершенства.

Во многом благодаря этим принципам компании Тойота удалось стать ведущим автопроизводителем мира. Придерживаясь этих принципов можно добиться успехов в управлении фирмой и избежать возникновения серьезных проблем с качеством продукции.

Приведенные выше принципы компании Тойота распространяются на всю организацию. Принципы могут также структурироваться по видам деятельности компании. Выработанные, принятые и задокументированные принципы компании в той или иной области своей деятельности часто называют «политиками» компании. Часто можно встретить упоминание о политике ценообразования, кадровой политике, закупочной политике. В свою бытность руководителей организационного блока одного из крупных системных интеграторов, Александр Салецков сформулировал принципы работы с бизнес-процессами и оргструктурами. Организационная политика служит, в том числе, целям стандартизации бизнес-процессов управления, достижения управляемости бизнеса, снижение стоимости управления компанией. Например, политика в части создания, реорганизации и ликвидации бизнес-направлений и подразделений четко определяла набор принципов, которые невозможно было обойти при принятии решения о создании нового или ликвидации старого подразделения. Некоторые положения организационной политики:

  1. Создание новых бизнесов в компании происходит на основе защищённых бизнес-планов.
  2. Перевод одного бизнеса в другой осуществляется по решению высшего руководства или по инициативе руководителя «принимающего» или «отдающего» подразделения. Согласие всех сторон обязательно.
  3. Работа компании ведется на основе проектной деятельности. Бизнес - подразделения, входящие в компанию должны внедрить и отладить проектное управление.
  4. Бэк-офис Корпорации — это фронт-офис внешней компании. Корпорация стремиться максимально сконцентрироваться на профильной деятельности, передав непрофильную деятельность на аутсорсинг.

Принципы просты и понятны, влияют как на подготовку организационных решений, так и на оргструктуру компании. Положения, регламенты и должностные инструкции также не могут противоречить принятым политикам. Сочетание постоянных принципов и целей, которых необходимо достичь в ближайшем будущем, становится мощным рычагом управления в руках топ-менеджмента организации ХIX века.

Эксперт

Александр Салецков, консультант, бизнес-аналитик, специалист по организационному развитию.
  • Статья Салецкова А.А. "Невостребованность изменений"- лучший материал месяца
Отзывы